Мастерская группа JNM
Мастерская группа JNM
Подземные игры
На главную Каменоломни
Игры Фотографии

Город Мертвых    Лабиринт Теней    Шепот Темноты    Подземелья Замка Кар'хандар    Охота за Жезлом


Город Мертвых

Командная вводная отряда Тамплиеров


<< К началу >>

Орден Храма

История Ордена Храма является одним из наиболее привлекательных для исследователя эпизодов Средневековья. Количество мистификаций, научных трудов и различных художественных произведений по этой теме огромно. С нашей точки зрения, образ тамплиера в литературе можно разделить на три основные составляющие, и далее мы опишем наше видение каждой из трех. Эти составляющие – Братство, Дух и Тайна.


<< К началу >>

Братство Ордена Храма

(по материалам исторических трудов и исследований)

Цемент, соединяющий воедино могучее здание Ордена – это переплетение воинского братства с братством монашеским. Орден – это военная организация. Организация, ведущая неусыпную войну с неверными в Палестине, Испании, Египте и войну с дьяволом повсеместно.

Этим ощущением братства проникнуты все уставы Ордена, начиная с самого первого. "Брат" – единственное приемлемое обращение в Ордене. Братство Тамплиеров весьма строго по отношению к своим членам. Устав регламентирует жизнь рыцарей и сержантов вплоть до таких незначительных мелочей как одежда и еда. Нарушения устава строго карались – постом, кнутом, а в крайних случаях и "потерей Дома". Однако суровые формулировки устава ни на секунду не дают нам забыть о том, что главное, что движет Орденом – это любовь к своим братьям и забота о спасении их душ. Монашеский аскетизм и военная дисциплина – вот краеугольные камни, на которых зиждется Орден.


<< К началу >>

Дух Ордена Храма

(по сохранившимся документам эпохи)

 

Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим,
и всею душею твоею,
как самого себя.

(Мтф, 22:37)

Любовь – ключевое слово в понимании духа Ордена Тамплиеров: любовь к ближнему своему, как учил Спаситель; любовь к братьям по Ордену – единомышленникам и спутникам на нелегком пути духовного очищения и совершенствования; любовь к Богу и Пресвятой Деве, которой посвящают рыцари Храма Соломонова отвагу своих сердец.

Но Любовь – не единственная добродетель, присущая рыцарям, да она и не должна быть единственной. Ибо любовь без Веры мало отличается от простой плотской страсти, испытываемой даже животными, а без Мудрости она слепа и способна скорее навредить. Итак, перед нами три путеводные звезды, что освещают тернистую дорогу к Небесам: Вера, Любовь и Мудрость.

Вся деятельность Тамплиеров наполнена проявлениями этих трех величайших добродетелей. В крестовый поход для освобождения Иерусалима рыцарей вела Любовь к Господу и праведный гнев от вида поруганной святыни:

 

Иерусалим
Ожидает тебя,
Чтобы возродиться...

Demons and Wizards

Но освобождение Иерусалима – это Любовь к ближнему. Освободить для собратьев по Вере дорогу к величайшей святыне христианского мира, пусть даже ценой жизни – это ли не истинный подвиг Любви? "Тамплиеры заботились о паломниках, как мать о своих детях", – скажет последний Великий Магистр Ордена Жак де Моле. Самоотречение – высшая форма Любви: "Любящий душу свою погубит ее, ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин, 12:24).

Очищенная от всякого плотского начала – а тамплиеру не должно целовать даже мать или сестру – Любовь должна превратиться в то солнце, что светит в душе рыцаря, прогоняя тьму из сердца и разума. Высшее призвание Ордена – нести этот свет в мир, зажигать его в душах ближних. "Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного", – сказано Христом.

Столь же глубока и неподдельна их Вера: чтение молитв и посещение службы – главный долг рыцаря перед всеми ближними, перед братьями по Вере и перед самим собой. Молитва очищает душу и укрепляет ее, вселяя в нее мужество и покорность воле Господней. "...Итак, пусть никто после божественной службы не боится идти на битву, но готовится к венцу, приобщившись божественной трапезе и ею насытившись, научившись божественным правилам и в них укрепившись", – гласит устав Ордена.

Любовь к ближнему не должна ограничиваться лишь рамками краткой земной жизни, следует заботиться также и о тех, кого уже нет. И лучшее проявление этой любви – молитва: половину своих молитв рыцари читают за усопших, чьи души томятся в чистилище. Устав также особо оговаривает необходимость молиться за умерших братьев по Ордену: "...мы повелеваем, с любовью совершая службу Высшему Первосвященнику вознести торжественно и в чистоте духа должную службу и мессу за его душу Христу. Братья же, стоящие там и проводящие ночи в молитвах за спасение умершего брата, пусть возносят за умершего брата по сто молитв Господних вплоть до седьмого дня; с того дня, в который была возвещена кончина брата, и до седьмого дня пусть сто человек братолюбиво соблюдают совершенную чистоту. Еще же заклинаем божеским и человеческим милосердием и приказываем пасторскою властью, чтобы каждый день все, что полагается распределять между братьями для удовлетворения потребностей этой жизни в еде и пище, уделялось каждому нищему до сорокового дня." Заметим, что в этом предписании молитва о мертвом неразрывно связана с заботой о живых.

Гармония (или, по крайней мере, стремление к ней) отличает добро от зла и праведность от греховности. Гармония – залог того, что добродетели не обернутся во зло вследствие недостатка или избыточности. От недостатка Любви происходит злоба, от избытка ее (когда она к тому же отягощена плотским началом) – похоть и сладострастие, от недостатка Веры – уныние, избыток же Веры (если позволено говорить об этом) нередко приводит к фанатизму, гордыне и лицемерию. И устав Ордена равно предусматривает как меры, подымающие эти добродетели на должную высоту, так и меры, предохраняющие их от вырождения: "То же, что нашему слуху поведал вернейший свидетель, а именно, что вы слушаете божественную службу в неумеренном бдении и не соблюдая меры в стоянии, мы не только не предписываем, но даже порицаем: по окончании псалма "Приидите, воскликнем Господеви" с прокимном (invitatorio) и гимном, мы приказываем, чтобы сели все – как сильные, так и немощные, во избежание соблазна." Да и весь устав (в противовес аскетической традиции средневекового христианства) призван не только сохранить души братьев от соблазна гордыни и фарисейства, но также и их плоть от неумеренного умерщвления: "Уставшим же воинам мы предписываем вставать на утреню не так, как вам было объявлено, но пусть они отдыхают (acquiescere) с разрешения магистра, или того, кому это будет поручено магистром, и 13 раз пропоют установленные молитвы."

Излишняя забота о мирских благах, разумеется, не подобает воинам Христовым, но при этом полное пренебрежение этими благами привело бы к тому, что воины не смогли бы исполнять свои обязанности должным образом. Этим стремлением к гармонии проникнуты те параграфы устава, которые описывают качество и распределение между братьями пищи, оружия и одежды: "мы запрещаем, чтобы кому-нибудь было позволено соблюдать неумеренное воздержание, но пусть все постоянно ведут совместную жизнь: пусть ответственный за это распоряжение <выдачу одежды> в неусыпной заботе старается избегать того, чтобы раздавать слишком длинные одеяния, или слишком короткие, но пусть раздает соразмерные одеяния тем, кто будет ими пользоваться, в соответствии с размерами каждого", – гласит устав. Стремление к соразмерности, гармоничности – это путь к Мудрости, величайшей из всех добродетелей Божьих. Еще одно проявление стремления к Мудрости – тяга к познанию, ибо каждая рассеянная в мире крупица знаний есть частица Истины.

Находясь на Востоке, рыцари не только исполняли свой священный воинский долг, но также становились связующим звеном между двумя народами, узнавали обычаи арабов и показывали им обычаи христиан. И это тоже является богоугодным делом, ибо никто из людей не смеет думать, что лишь он один знает Истину, все же прочие блуждают во тьме. Истина ведома только Господу, дело же человека – стремиться к ней, возлюбив ее всей душой.

Тамплиеры – наследники традиций рыцарей Круглого Стола, и их духовные устремления поднялись на новый высочайший уровень. Рыцарям короля Артура было доступно лишь материальное воплощение святости и славы Господней – Святой Грааль, а рыцари Храма ищут Град Небесный Иерусалим и обретают его в душе. Они суть те избранные, что достойны присутствовать на Пиру.


<< К началу >>

Тайна Ордена Храма

(по иным материалам)

 

Мне хорошо известно о храбрых рыцарях
Из замка Монсальват, где хранится Грааль.
То тамплиеры...

Вольфрам фон Эшенбах "Парцифаль"

Во время процесса над Тамплиерами им было брошено много обвинений, большая часть которых произрастала из атмосферы молчания и тайны, которыми Орден окружал свои ритуалы и капитулы. Часть из этих обвинений были без сомнения абсурдны и ложны – к таковым, например, относятся обвинения о сговоре с сарацинами, поклонении Бафомету или содомии. Иные же позволяют нам приоткрыть врата, сокрывающие тайны рыцарских обителей и задуматься над увиденным.

Безусловно, долгое пребывание на Востоке не могло не отразиться на европейцах. Восток, во все времена бывший сосредоточением магии и всевозможных религиозных учений, накладывал свой отпечаток на христиан. Позволим себе предположить, что Тамплиеры отнюдь не были исключением. Известно, что Орден активно интересовался каббалистическими традициями иудейских раввинов и учением пророка Мани, из которого впоследствии (возможно, не без участия Ордена) выросла альбигойская ересь. Как бы то ни было, магистры Ордена (за исключением, быть может, Жерара де Ридфора) никогда не отворачивались от знания, которое помогло бы им сражаться с врагами.

Орден Храма, подобно многим организациям того времени, состоял из двух кругов посвящения. Внешний подробно описан в уставах и литературе. Внутренний же круг во все времена оставался тайным. Говорят даже, что он намного пережил суд 1312 года и стал основой организации розенкрейцеров, хотя нам такой поворот событий представляется маловероятным. Кроме того, нам известно, что все высшие чины внешнего Ордена вплоть до Великого Магистра состояли в Ордене тайном, но, как правило, не занимали в нем сколько-нибудь ведущего места. Существование внутреннего круга посвящения хоть и было известно большинству рыцарей Храма, но не отражено ни в каких официальных документах и хрониках. Все, что мы смогли найти – это некая легенда, в различных вариантах рассказывавшаяся в пресепториях Ордена, как в Святой Земле, так и в Европе.


<< К началу >>

Легенда о Белом Рыцаре

То было поздней осенью, а возможно и ранней зимой, когда леса на северных склонах гор уже покрылись темным золотом листвы. Я ехал по поручению господина моего, сэра Н, в город, когда услышал звон стали, словно кто-то бился в лесу.

Поспешив на звук, я увидел двух рыцарей, которые спешившись сражались друг с другом на мечах. Доспехи одного из них были серебристо белые, другого – из вороненой стали.

– Кто вы и зачем вы сражаетесь? – спросил я.

– Мы сражаемся за тебя, мальчик, – отвечал черный рыцарь. Каждому из нас нужен оруженосец, и мы решили, что это будешь именно ты.

– Но я служу Ордену Храма Господня и не могу быть вашим оруженосцем.

– Твоя жизнь – земная подготовка к служению небесному. Однажды приходит время отринуть привычное и следовать за Учителем, дабы стать ловцом человеков. Тот же, кто не разглядит этого времени – так и останется удить рыбу, – сказал белый рыцарь.

– Ты должен решиться сейчас, на пороге великого пути, – говорил черный рыцарь, – лишь истинное посвящение отворит тебе врата великой мудрости. Лишь прочтя древние скрижали обретешь ты Книги Тайн. Я научу тебя обращать камни в хлеба. Я дам тебе богатство – земли будут под властью твоей. Ангелы будут хранить тебя, и, если ты бросишься вниз со скалы, они подхватят тебя.

– Не верь его словам, они чернее его доспехов, – сказал белый рыцарь, – он лишь погубит тебя. Его сила – Смерть. Его богатство – Смерть. Его могущество – Смерть. И Тайна его – лишь тайна Смерти.

Тут черный рыцарь рассмеялся жутким смехом и сказал:

– И это говорит тот, кто сам давно уже мертв!

– Знай, – сказал мне белый рыцарь, – настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

И тогда я подошел к белому рыцарю и склонившись пред ним сказал: "Быть может, ты мертв, но в словах твоих я вижу жизнь вечную." И будто сам Господь вложил эти слова в уста мои.

Тогда черный рыцарь сделал шаг в сторону и исчез. Рыцарь же в белом благословил меня, и в тот же миг я снова оказался на дороге в том месте, где свернул с нее. И последнее, что я запомнил – это щит белого рыцаря, на котором были нарисованы три черных головы – герб сэра Хуго.


<< К началу >>

Некоторые небезынтересные события

происходившие в Святой Земле в середине XII века от Рождества Христова

В 1142 году атабек Мосула, Зенги захватывает Эдессу. Впервые с начала крестовых походов христианские владения в Палестине оказываются на краю гибели. Св. Бернар Клервосский, подобно Петру Пустыннику, отправляется в путешествие ко дворам Европы, дабы призвать христиан к новому походу. Однако после многочисленных военных неудач в 1148 году крестовый поход заканчивается безуспешной осадой Дамаска. Св. Бернар не смог пережить известий о поражении крестоносцев. 20 августа 1153 года духовный наставник и покровитель Ордена Храма умер. После отбытия разбитого крестоносного воинства в Европу Тамплиеры начинают укреплять свои цитадели и готовиться к тяжелым временам. Христианам предстоит длительная оборонительная война. Именно в это время в Палестине возникла и укрепилась мысль, что Иерусалим удержать не удастся.

Пятнадцатого октября 1153 года в ворота Акры въехали трое путников. Их возглавлял рыцарь Ордена Храма, уже немолодой мужчина, с тронутыми сединой волосами. Остальные двое были его молодой оруженосец и известный в определенных кругах Рабби Исаак. Неизвестный рыцарь был без промедления принят Бальи Акры сэром Бертраном. Вскоре после этого в Акре началась подготовка к тайной экспедиции в Каирский Султанат.

Через несколько месяцев при соблюдении строжайшей тайны из ворот Акры выехал отряд рыцарей и скрылся в направлении Вавилона. Преодолев многочисленные трудности, потеряв двоих рыцарей и совершив немало подвигов отряд прошел сквозь Каирский Султанат и достиг своей таинственной цели среди раскаленных камней пустыни в начале мая года от Рождества Христова 1154-го.


<< К началу >>

Состав отряда

Аршамбо де Сент-Аман, рыцарь Ордена Храма

Точное его происхождение и статус остаются тайной даже для членов отряда. Только ему известна истинная цель экспедиции.

Бертран де Бланфор, Великий Бальи Акры

После приезда в Акру сэра Аршамбо, Бертран принял решение лично возглавить тайную экспедицию. Он сам отобрал наиболее опытных и надежных людей из числа своих подчиненных и оставив в Акре надежного заместителя двинулся в путь.

Гийом де Оланж, рыцарь гарнизона Акры

Старый опытный воин, многократно зарекомендовавший себя в битвах с неверными.

Джастин, оруженосец сэра Аршамбо

Молодой и романтичный юноша. Подает надежды на то, что со временем станет одним из достойнейших рыцарей Храма.

Уилфред, оруженосец сэра Бертрана

Раймон, сержант

Преданный делу и довольно опытный воин, однако в череде последних поражений крестоносцев он так и не заслужил рыцарское звание.

Сестра Анна, монахиня-целительница

Известна своим необычайным искусством, а также смирением и кротким нравом. В Акре был также распространен слух о том, что она святая.

Рабби Исаак, один из спутников сэра Аршамбо

По вероисповеданию иудей, однако известен своей неоднократной как финансовой, так и дипломатической помощью Ордену. Поговаривают, что в экспедицию он включен дабы расстроить магические ловушки, которые могут встретиться в месте назначения.

Мартин, бежавший из сарацинского плена христианский торговец (?)

Был подобран по дороге и оставлен с отрядом из христианского милосердия (не отдавать же его обратно сарацинам).


<< К началу >>

Литература

Первоисточники

Латинский Устав Ордена Тамплиеров

Французский Устав Ордена Тамплиеров
по изданию J. M. Upton-Ward "The Rule of the Templars" London 1972
перевод Петра Румянцева (Йошкар-Ола) и Валерии Котеневой (Самара)

Книги Нового Завета

Рекомендуемая литература

Марион Мельвиль "История Ордена Тамплиеров"
Гуревич А. Я. "История Средних Веков"
Гуревич А. Я. "Избранные Труды", том 2
Умберто Эко "Маятник Фуко"
Рональд Уэлч "Рыцарь-Крестоносец"
Аркон Дарол "Тайные Общества"

<< К началу

© JNM Group 1998–2004   версия 1658 / 1593 / 2011-05-31 18:27:37 / vmz jnm@jnm.ru